Фантастика стала банальной

Заметки о развитии жанра

Фантастика была популярна всегда. Ее можно или принимать полностью, погружаясь в книгу с головой, или не принимать вообще. Если говорить о современной фантастике, она находится в кризисном состоянии. Но до кризиса всегда должен быть триумф. Современная фантастика пережила несколько периодов.

1. Зарождение жанра. Романтика 20х годов, показанная в сюжетах Грина, множество новых идей Беляева.
2. Период путешествий, охоты на шпионов, множество приключений. Этот период прославили Казанцев, Адамов.
3. Триумф жанра. Ефремов, со своей «Туманностью Андромеды» и братья Стругацкие заставили целое поколение замереть в предвкушении.

Но, после триумфа всегда наступает затишье. Которое продолжается до сих пор. Кризис коснулся исключительно одного жанра — научная фантастика скорее умерла, чем продолжает жить. Братья Стругацкие изначально создавали произведения в жанре научной фантастики, но с каждым новым сюжетом наука отходила все больше на второй план, уступая место литературе. Классическая научная фантастика Стругацких умерла еще на «Далекой Радуге».

«Хищные вещи века» Стругацких, например, рассказывает о городе без суеты, с небывалым прогрессом и с доступностью наркотиков. Жители такого города живут «во сне», в солнечном городе. А некие «интели» нарушают идилию ложного рая. Утопия постепенно становится антиутопией, люди превращаются в стадо животных. И утопия и антиутопия являются тупиком для фантастики, хотя эти идеи — одни из самых популярных в жанре.

Например, роман «Метро-2033″ Глуховского, как один из образцов антиутопии. В романе возникает ситуация, где показывают как звериное начало берет верх над человеческим. При этом основные силы тратятся на декорации, на описание мира метро, размышление главного героя, но остается совершенно не понятным что исконно фантастического в таком мире? Борьба за выживание идет каждый день и в реальном мире. Глуховский рассказывает о людях, находящихся в метро, но ни слова не говорит о переменах в них после ядерной катастрофы.

Если посмотреть на другое фантастическое произведение — «Путешествие к Арктуру», мы видим старт банального сюжета про межпланетные путешествия. Однако тот мир не поддается рациональным объяснениям, все земное и божественное расплывается и является крайне неустойчивым. Этот мир не служит утешителем, не развлекает, не может быть назван мечтой и не стремится поучать нас. Однако он есть сам по себе, он существует одновременно «внизу и вверху». Читатель непременно находит в романе свое. Непременно фантазирует. Создавая свое видение картины. Такое можно наблюдать и в произведениях Кастанеды.

Кризис затронул научную фантастику. Писатели редко связывают свои произведения с наукой. Возможно потому, что научный прорыв закончился. Фантастика пишется, ее много, ее читают. Появляются новые сюжеты, старые сюжеты подаются по-новому. Она будет расцветать до тех пор, пока вымышленные миры и путешествия между мирами будут захватывать читателей.

Автор: damnmagic

Примечание: Мнение автора может не совпадать с мнением администратора сайта.

1

Автор публикации

не в сети 1 месяц

Admin

247
Комментарии: 0Публикации: 152Регистрация: 08-07-2017

Admin

5 Comments

  1. Я, увы, не согласна с автором. Фантастика не погибла, просто как и всему в этом мире, ей надо «отдышаться». Как человек, которому никогда не давалось красиво излагать свои мысли в виде коротких рассказов, даже я имею пару-тройку идей для обсуждаемого жанра. Пройдёт ещё немного лет и появятся новые книги. Сейчас популярны параллельные миры, магия и мир Зоны. Через 100 лет, может быть, популярными будут какие-нибудь полулюди-полурастения или ещё что-то в этом роде. Стоит лишь набраться терпения или принять участие в создании чего-то значимого и на наших глазах фантастика снова «оживёт».

    1
  2. Я совсем недавно увлеклась фантастикой, а так, как читаю я в основном классическую литературу, то кризис жанра меня лично не коснулся. Предпочитаю Брэдбери, Азимова, Стругацких, Шекли, Уиндэм. А современная фантастика больше похожа на детское фентези с элементами фантастики. Поэтому, чтобы не расстраиваться предлагаю и Вам предлагаю ориентироваться на классическую литературу.

    0
  3. Жанр фантастика перестает существовать в чистом виде. Сегодня очень большой выбор литературы у писателей современных жанров: фантастика стает частью триллера, мистики или драмы. Взять того же Стивена Кинга или Дж. Р. Р. Толкина – смешанный жанр. Но, в то же время, все начинающие фантасты черпают силу пера у королей фантастики: Реда Брэдбери, Герберта Уэллса, Жюль Верна.

    1
  4. Нынешним писателям фантастики осталось слишком мало лазеек, в которых можно написать что-то интересное и уникальное.Когда в свое время Беляев А.Р. написал книгу «Голова профессора Доуэля», людей просто шокировало происходящее в книге, всем стало интересно почитать о голове, живущей отдельно от тела. Вот он — успех, написать о том, чего еще не происходило ни в реальности, ни у других писателей в книгах. Нынешняя же фантастика представляет из себя путешествия во времени и мутации человека, дальше этого почти никто не продвигается. Сегодня таким сюжетом особо никого не заинтересуешь. Но не будем отчаиваться, я думаю неизбежно появление новых талантливых фантастов, которые всех нас удивят.

    0
  5. Не стоит «хоронить» жанр научной фантастики, взять хотя бы «Обитаемый остров» Стругацких. Я не так давно прочитал этот роман и увидел в нём аналогию с политической ситуацией, творящейся в сегодняшней России. Так что этот жанр по прежнему актуален. Почитайте на досуге и всё поймёте.

    2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.